Новости

Турецкие экспортеры попросили разрешить операции с Россией в обход банков

Турецкие экспортеры не могут получить выручку от поставок в Россию и закрыть свои счета, они просят власти разрешить это сделать в обход банков, пишет издание Ekomomim. Проблемы возникли после решения США о вторичных санкциях.

Подробнее...

FESCO поставила второе судно на линию между Новороссийском и портами Индии

Транспортная группа FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП) поставила второе судно для работы на регулярной линии FESCO Indian Line West (FIL-W), связывающей индийские порты Мундра и Нава-Шева с Новороссийском по маршруту через Суэцкий канал.

Подробнее...

Главными вызовами для логистики в период пандемии стали остановка поставок с ряда российских и зарубежных предприятий, увеличение нагрузки на логистическую инфраструктуру, закрытия ряда пунктов выдачи заказов, рост доли курьерской доставки и периодические ограничения на грузоперевозки.

Подробнее о них на онлайн-конференции на тему «Развитие цепи поставок после пандемии: стресс-сценарии для бизнеса и пути решения» рассказал заместитель директора международного центра логистики ВШЭ Андрей Виноградов.

Во-первых, во всем мире произошла остановка поставок с ряда зарубежных и российских предприятий, прервались цепи поставок. «Возник вопрос, например, с цепями поставок, работающими по технологии Just-in-time. Многие компании стремились к использованию данной технологии. Но в период пандемии эти же преимущества стали недостатками и рисками. Соответственно, возник вопрос, что с этим делать и как бороться», объясняет А.Виноградов.

Во-вторых, из-за роста спроса на некоторые товарные группы увеличилась нагрузка на логистическую инфраструктуру. По некоторым оценкам, спрос на дистанционный заказ продуктов питания с последующей доставкой увеличился в России в 10-20 раз, а реально продажи увеличились в 2-3 раза, у некоторых даже меньше. Отсюда видно, что у компаний не хватает ресурсов. И приходится решать, где находить эти ресурсы?

В-третьих, многие компании столкнулись с такими проблемами, как закрытие ряда пунктов выдачи заказов (ПВЗ), особенно тех, которые находились в торговых центрах.

«Здесь возникли разные с точки зрения законодательства толкования, что такое ПВЗ? И к чему их отнести? К магазинам, к инфраструктуре электронной торговли? Вопрос непроработанности правовой базы привел к разным толкованиям. Решения конкретных чиновников очень сильно влияли на функционирование цепей поставок. Это новый фактор, который раньше не так заметен был», объясняет А.Виноградов.

Кроме того, серьезным вызовам стал рост доли курьерской доставки. На протяжении прошедшего времени в разных регионах периодически возникали ограничения на грузоперевозки. Также возникали вопросы у поставщиков, как выполнить заказ клиента и привезти товар в торговую точку,

Справиться с обозначенными вызовами, по словам А.Виноградова, возможно при помощи следующих инструментов. Так, к примеру, в любой сфере – электронной или традиционной коммерции – прежде всего, необходимо представление структуры цепей поставок. Адекватное понимание ее структуры и оценка цепочек важны для прогнозирования рисков. Стандартным методом для такого анализа цепей и поставок является, например, SCOR-модель, которая на разных уровнях детализации описывает структуру цепей поставок. Она применима как для непосредственных контрагентов, так и для расширенной цепи поставок.

«Сейчас в ряде стран обсуждается вопрос изменения поставщиков. Например, в Японии создан фонд с объемом более $2 млрд, который разрабатывает модель вывода предприятий из Китая в связи с возникшими рисками и перемещения в другие страны. Есть комиссия при президенте США, которая занимается теми же самыми вопросами – разрабатывает глобальные рекомендации по изменению цепи поставок», комментирует А.Виноградов.

По его словам, логисты также помимо анализа цепей и поставок могут использовать инструмент интегрированного планирования. «При любом горизонте необходимо тесное взаимодействие разных подразделений и планирование спроса - в соответствии с тем, как он меняется по товарным категориям, в соответствии с теми колебаниями, которые возникают», говорит он.

Для увеличения гибкости цепей поставок и для того, чтобы справиться с возросшим спросом, также можно использовать электронный маркетплейс, но не только товаров, но и в том числе логистических услуг «Например, маркетплейс Flexe – работает по принципу компаний Uber или Airbnb - предоставляет складские мощности совершенно в разных городах на условиях краткосрочных договоров, что в период, когда сокращается горизонт планирования и возникает необходимость быстрого реагирования на возникающий спрос в разных географических точках – весьма удобная вещь», добавляет эксперт.

На российском рынке, к сожалению, пока нет таких кейсов. Но некоторые компании постепенно многие идут в этом направлении и ряд операторов рассматривает возможность упрощения подключения для малого и среднего бизнеса.

Еще одним инструментом может стать горизонтальная кооперация и краудсорсинг в цепях поставок. Например, взаимодействие Nestle и PepsiCo заключается в совместном использовании активов - склад и транспорт. Происходи доставка одним и тем же клиентам в одни и те же магазины и соответственно разделение расходов.

При этом А.Виноградов подчеркивает, что при применении всех инструментов крайне важны и необходимы отлаженное взаимодействие с контрагентами, для чего, конечно, нужны информационные решения и электронные платформы. Без качественной IT-поддержки, отлаженной и быстрой интеграции с контрагентами не обойтись

Источник: РЖД-Партнер