Новости

Специалист по таможенным операциям: быть или не быть?

Помимо всех новшеств ТК ЕАЭС, о которых уже немало было сказано и написано, в следующем году мы ждем еще и новый закон о таможенном регулировании.

Подробнее...

ГК «RAUM» знает правила эффективной работы

Генеральным партнером прошедшего 14 декабря общего собрания членов НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» стала ГК «RAUM». На мероприятии коммерческий директор Олег Твердовский выступил с предложениями по улучшению складских возможностей для внутренней логистики для членов Гильдии «ГЕРМЕС».

Подробнее...

С начала июля ФАС обсуждает идею о введении регулирования тарифов на услуги стивидоров (погрузка, разгрузка и хранение) и переходе на их расчет в рублях (сейчас в большинстве портов тарифы рассчитываются в долларах). 

Антимонопольное ведомство разработало методику расчета рублевого тарифа исходя из затрат, который позволит ограничить рентабельность стивидоров по EBITDA 20% против текущих 70% (по данным ФАС). Таким образом ведомство рассчитывает понизить транспортную составляющую в продукции и поднять Россию cо 170-го места в рейтинге Doing Business Всемирного банка (раздел «международная торговля»).

В Минтрансе с таким подходом не согласны. Нужно минимизировать не стоимость услуг, а количество оказываемых услуг осмотров, досмотров товаров путем одновременного прохождения контроля, написал 1 августа заместитель министра транспорта Виктор Олерский вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия письма есть у «Ведомостей»). Именно из-за дополнительных расходов, вызванных проведением пограничного, таможенного и иных видов контроля, Россия и занимает в рейтинге такое место, указывает Олерский. Представитель Минтранса на вопросы не ответил. Представитель вице-премьера не прокомментировал.

В целом предложения ФАС приведут, по мнению Олерского, к негативным последствиям. Регулировать служба предлагает тарифы на услуги, которые обеспечивают компаниям основную выручку. В частности, переход на рублевый тариф отрежет российских стивидоров от возможности кредитоваться в валюте, а кредитование в рублях существенно дороже, добавляет Олерский. О проблемах предупреждает и S&P: переход на рублевые тарифы может создать валютные риски для компаний, имеющих долговые обязательства в валюте. Например, для НМТП, долг которого на конец 2015 г. – $1,5 млрд (весь – долларовый), увеличение стоимости привлечения заимствований на 1% может повлечь рост процентных расходов на $15 млн в год, подсчитали в S&P.

«Если рентабельность по EBITDA будет ограничена 20%, то для НМТП рентабельность по EBIT не превысит 1%, а для Global Ports составит минус 20%», – подсчитали аналитики «ВТБ капитала». Это будет препятствовать новым инвестициям, прогнозируют аналитики. В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) указывают, что прекращение развития портов также сделает бессмысленными инвестиции РЖД в развитие Восточного полигона (560 млрд руб.), подходов к портам Северо-Запада (240 млрд руб.) и Азово-Черноморского бассейна (250 млрд руб.). Регулирование создаст проблемы привлечению резидентов в Свободный порт Владивосток, считают в АСОП. Об этих опасениях АСОП написала министру экономического развития Алексею Улюкаеву 22 июля (копия письма есть у «Ведомостей»).

У ФАС финансовое положение портов не вызывает опасений. «Тарифы в последние годы устанавливались в долларах, а издержки стивидоры несли в рублях», – указывает представитель ФАС. «Исключение могут составить те порты, которые проводят агрессивную политику слияний и поглощений, а также занимаются другими финансовыми спекуляциями и для этих целей могли привлекать валютные займы. Однако мы считаем, что подобная финансовая деятельности никак не связана с обслуживанием и развитием инфраструктуры морских портов», – подчеркивает представитель ФАС. В 2013 г. Global Ports купила крупнейшую контейнерную компанию – НКК за $291 млн и 18% акций от своего увеличенного капитала. «Привлеченные Global Ports заемные средства были направлены на инвестиции в развитие существующих портовых мощностей и приобретение новых портовых мощностей», – указывает представитель стивидора.

Ведомости