vkontakte twitter facebook search mail

Сервис для простого и удобного поиска надежных партнеров.

Контактная информация на l-port открыта и актуальна.

Находите партнеров - зарабатывайте с помощью сотрудничества!

На главную  /  Новости /  Закон о ТЭД: попытка связать несвязуемое


Закон о ТЭД: попытка связать несвязуемое

Сегодня 08.08.2016 заканчивается срок публичного обсуждения проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия.

Даже поверхностное прочтение повергло профессионалов в недоумение… Начнем по порядку.

По мнению экспертов: «Спектр оказываемых в настоящее время экспедиторами "услуг, связанных с перевозкой груза", весьма широк: от простой погрузочно-разгрузочной деятельности до создания многоуровневых мультимодальных логистических цепочек. Законопроектом существенно сужается сфера экспедиторской деятельности, которую предлагается определить исключительно как "деятельность по организации перевозок грузов».
«Кроме того, присутствуют риски ограничения гражданского законодательства, принципа свободы договора - он ограничивает компании условием наличия в реестре».

Что регулируем?

В настоящее время существуют национальные стандарты (ГОСТы), где раскрываются  следующие понятия:
-"транспортно-экспедиторская деятельность" - это организация перевозки,
- "транспортно-экспедиционная деятельность" - это сопровождение груза экспедитором. 
Это означает, что, исходя из названия закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», он может регулировать только один из элементов экспедиторской деятельности. 
К примеру Международная федерация экспедиторских ассоциаций FIATA сформулировала понятия "экспедитор" и "логистика" - это именно часть экспедиторской деятельности, а не наоборот.
По сути, предложенные нововведения способны создать дополнительные, излишние бюрократические барьеры для участников экспедиторского рынка, многие из которых относятся к представителям малого и среднего бизнеса.

Неэффективное регулирование

Профессионалы считают, что серьезной ревизии требуют положения о ведении реестра экспедиторов, предполагающего громоздкую и затратную по времени для участников рынка бюрократическую процедуру. 
Так, одна из норм требует предоставить заявление о включении в реестр с приложением массы подтверждающих документов (отчет об оценке имущества, рекомендации профобъединения экспедиторов о соблюдении обычаев в области транспортно-экспедиционной деятельности, опыте работы на рынке, отзывах клиентов, участии в деятельности ассоциаций). Эти документы носят явно оценочный и неопределенный характер, допускающий недобросовестную конкуренцию со стороны других экспедиторов – участников таких профобъединений.

Важно отметить, что при этом, установлены явно завышенные требования к сроку рассмотрения документов: 
- решение о приеме заявления рассматривается в течение 10 рабочих дней, 
- о включении в реестр – до 45 рабочих дней, 
- само включение реестр – в течение 10 рабочих дней, 
- направление уведомления об отказе во включении в реестр – до 10 рабочих дней. 
Итого, общий срок включения в реестр с момента обращения может составить до 65 рабочих дней, то есть почти календарный квартал. 
Кроме того, экспедитор будет вынужден ежегодно подавать уведомление о соблюдении финансовых требований за 3 месяца до конца года, а уведомление об изменении сведении, включенных в реестр, должно быть предоставлено в течение 10 рабочих дней с момента их наступления.
Вызывает массу вопросов подход размеров штрафных санкций за нарушение указанных требований.
Вводятся существенные штрафы – от 30 до 500 тыс. руб.

Подмена понятий

На лицо изменение разработчиками законопроекта терминологии Гражданского кодекса Российской Федерации: понятие «транспортной экспедиции» меняется на словосочетание «транспортное экспедирование».
Принятие такой позиции должно повлечь за собой изменения статей Налогового кодекса РФ, связанных, в частности, с применением экспедиторами нулевой ставки НДС. 
Результатом станет перезаключение или изменение подавляющего большинства договоров между экспедиторами и клиентами по всей стране, а это однозначно приведет к дополнительным непроизводительным затратам для экспедиторов и грузовладельцев. 

Причинно-следственный разрыв

В Проекте не раскрыта причинно-следственная связь между правом лица заниматься транспортно-экспедиторской деятельностью и обязанностью вхождения в реестр экспедиторов. 
Получается противоречие, по которому право лица войти в реестр экспедиторов прописано, а запрет на осуществление транспортно-экспедиторской деятельности лицам, которые не входят в этот реестр не обозначен.

Неочевидные субъекты правоотношений. Всё так запутано

Попадание в реестр становится разрешением на профессию, а право на решение о включении в этот список предполагается отдать региональным торгово-промышленным палатам (ТПП), у которых для этого нет ни технических, ни кадровых, ни финансовых возможностей. При этом обязанность ТПП вести реестр экспедиторов не описана в «Законе о торгово-промышленных палатах в РФ». 
Ведение реестра профессиональной деятельности является прямой или косвенной регулятивной функцией, что противоречит самой сути целей и задач, которые возлагаются указанным законом на систему ТПП в России: «…содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран». 
Получается, что Закон возлагает на ТПП регулятивную функцию в виде ведения реестра экспедиторов, но не дает ему никаких инструментов регулирования этого рынка. Орган государственного надзора, понимай Минтранс, получает право проверять экспедиторов на соблюдение обязательных требований, но не имеет рычагов регулировать рынок.
Образуется правовой разрыв: одно лицо имеет право проверки, а функция регулирования рынка возложена на другое лицо. И эти лица не имеют никаких правовых связей по координации между собой этих функций.

Простой рецепт эффективного оздоровления

В Российской Федерации общей практикой регулирования рынков не государственными формами регулирования является саморегулирование, описанное в «Законе о саморегулируемых организациях». Наиболее простая и естественная форма саморегулирования в транспортно-экспедиторской отрасли выглядит следующим образом:
- Любое лицо имеет право осуществлять транспортно-экспедиторскую деятельность только после того, как войдет в состав какой-либо из действующих саморегулируемых организаций экспедиторов.
- Экспедитор осуществляет транспортно-экспедиторскую деятельность на основе правил и стандартов той СРО, членом которой он является.
- Реестр саморегулируемых организаций экспедиторов ведет Министерство транспорта.
- Министерство транспорта утверждает типовые правила осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, а также проверяет СРО экспедиторов на предмет контроля соблюдения правил и стандартов своими членами при оказании ими транспортно-экспедиторских услуг.
По мнению профессионалов, саморегулирование - это эффективное решение, от введения которого выиграют не только экспедиторские компании, но государство, и самое главное, клиенты.

заметили неточность, сообщите нам! Вверх