vkontakte twitter facebook search mail

Сервис для простого и удобного поиска надежных партнеров.

Контактная информация на l-port открыта и актуальна.

Находите партнеров - зарабатывайте с помощью сотрудничества!

На главную  /  Новости /  Рост тарифов на перевалку грузов в портах не остался без внимания ФАС


Рост тарифов на перевалку грузов в портах не остался без внимания ФАС

ФАС России выявила более чем двукратный рост тарифов на перевалку грузов в портах за последние три года и возбудила дела против компаний, входящих в крупные холдинги НМТП, UCLH, Global Ports, обвиняя их в монопольно высоких ценах. Компании не усматривают оснований для претензий. Но в службе не исключают возврата регулирования этого сегмента, хотя и предполагают, что ограничатся мониторингом или согласованием ставок перевалки.

ФАС возбудила дела против девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений, сообщила вчера служба. Это Туапсинский морской торговый порт и "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (входят в UCLH Владимира Лисина), Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и Приморский торговый порт ("Транснефть" и группа "Сумма"), "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и Восточная стивидорная компания (Global Ports), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (39% у СУЭК, 37% у "Еврохима") и "Агросфера" (55% у "Еврохима").

По поручению президента и правительства ФАС изучила рынок стивидорных услуг в портах в 2013-2015 годах и установила, что после либерализации в 2013 году в среднем цены на услуги стивидоров выросли в 2,5 раза, "а по отдельным позициям — более чем в десять раз". Как отмечает служба, в подавляющем большинстве тарифы устанавливаются в валюте. В ФАС пояснили, что рост цен рассчитан в рублях, но заметно выше роста курса валют за период. В службе не исключают, что "могут инициировать пересмотр решений ФСТ за 2013-2014 годы": речь идет о возврате регулирования стивидорных услуг. ФАС выдала предупреждения участникам отрасли о необходимости устанавливать тарифы в рублях и уведомила, что за поддержание монопольно высокой цены положен оборотный штраф в размере 1-15%.


Несколько месяцев назад ФАС запросила у стивидоров огромный объем документов, рассказывали "Ъ" на рынке, после его обработки служба хотела проверить оправданность формирования ставки перевалки. В ФАС "Ъ" пояснили, что сейчас против ряда стивидоров возбуждаются дела по факту непредоставления информации. Среди предоставивших есть те, кто не допустил резкого роста цен, но их очень мало, говорят в ФАС, а пример Global Ports показывает кратную разницу в маржинальности EBITDA по портам компании в РФ и Европе.

Дискуссия обострилась на фоне усилий государства по сдерживанию роста транспортной составляющей для грузоотправителей. ОАО РЖД обязалось сдерживать индексацию тарифов в 2016 году, установленную в 9%, за счет тарифного коридора так, чтобы фактический рост составлял 7,5% (в 2017 году — не более 4,5%). На совещании по транспортной составляющей в цене угля в мае, рассказывали "Ъ" его участники, ОАО РЖД дало понять, что резерв экономии за его счет исчерпан, и было предложено экономить на перевалке, что не очень устроило грузоотправителей, у многих из которых есть терминалы (см. "Ъ" от 19 мая). В ОАО РЖД вчера комментариев не дали.

"Мы рассматриваем разные варианты регулирования этого сегмента,— говорит советник руководителя ФАС Павел Шпилевой.— Скорее всего, речь будет идти о частичном регулировании цен — либо о той или иной степени согласования, либо о мониторинге, либо о регистрации цен. В текущем состоянии мы ситуацию не оставим". В Минэкономики "Ъ" сообщили, что пока не получали предложений о возврате регулирования перевалки, вопрос должен быть рассмотрен на правлении ФАС.

В UCLH Владимира Лисина "Ъ" сообщили, что готовы будут комментировать сообщение ФАС только после получения официального уведомления по вопросу. В "Еврохиме" пояснили, что "Агросфера" не занимается стивидорной деятельностью, ее активы переведены в "Мурманский балкерный терминал". "С момента прекращения ценового регулирования НМТП не проводил существенного увеличения тарифов на перевалку указанных в сообщении ФАС грузов",— говорят в компании. В рамках мониторинга информация о тарифах направлялась ФАС, замечаний в адрес НМТП не поступало, поясняют в холдинге. Источник "Ъ" в крупной стивидорной компании говорит, что список компаний странен, непонятны претензии, при этом никто из этих компаний уведомлений не получал.

Наталья Скорлыгина "Ъ"

заметили неточность, сообщите нам! Вверх